(29.10.1888, село Пустомазово Тверской губернии - 23.12.1972, Москва), авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), четырежды лауреат Сталинской премии (1943, 1948. 1949, 1952).Окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ). Ученик и сотрудник Н. Жуковского. В 1918 г. вместе с Жуковским основал ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). В 1918-1935 гг. Туполев — заместитель руководителя института, возглавляет опытное конструкторское бюро, деятельность которого связана с проектированием самолетов, торпедных катеров и аэросаней.
Под руководством Туполева создано свыше ста типов военных и гражданских самолетов, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский самолет), 1) Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144 (пассажирский сверхзвуковой), Ту-154. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США.
Помимо вышеперечисленных наград, Туполев был награжден восемью орденами Ленина. В 1958 г. ему была присуждена золотая медаль им. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации».
Сын Туполева, Александр Андреевич Туполев (р. 1925 г.) — также известный авиаконструктор, академик.
Туполев был арестован в октябре 1937 г. Ему и авиаконструктору В.М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии». Под угрозой ареста родных он «сознался», что с 1924 г. являлся французским шпионом (жену и сына все равно арестовали). В феврале 1939 г. еще не осужденного Туполева перевели из Бутырской тюрьмы в подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось "Особое техническое бюро при НКВД СССР" (так называемая «шарашка»).
Когда Туполева доставили в Болшево, там уже работала сильная группа зеков-авиационников: известные конструкторы В. Петляков, В. Мясищев, Р. Бартини, И. Неман, вооруженец А. Надашкевич, моторист К. Минкнер, многие сотрудники Туполева по ЦАГИ... Вскоре авиационная часть болшевской шараги перебазировалась в Москву...
Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940 г. Почти все получили по десять лет и пять лет поражения в правах. Пришлось переименовывать самолет АНТ-25.
Однако в июле Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены со снятием судимости.2 Полностью он был реабилитирован только в 1955 г., после смерти Сталина. Туполев провел за решеткой 1376 дней (Голованов Я. Золотая клетка //Литературная газета. 1988. 9 ноября).
Многие считают, что Туполева спасла надвигавшаяся война. Сталин был прагматиком — представителей научно-технической интеллигенции наказывал выборочно.3
«Почему сидели Туполев, Стечкин, Королев?» — спросил как-то Ф. Чуев у Молотова.
«Они все сидели,— ответил Вячеслав Михайлович. — Много болтали лишнего. И круг их знакомств, как и следовало ожидать... Они ведь не поддерживали нас...
Туполевы — они были в свое время очень серьезным вопросом для нас. Некоторое время они были противниками, и нужно было еще время, чтобы их приблизить к Советской власти... И не считаться с тем, что в трудный момент они могут стать особенно опасны, тоже нельзя. Без этого в политике не обойдешься. Своими руками они коммунизм не смогут построить...
Иван Петрович Павлов говорил студентам: „Вот из-за кого нам плохо живется!" — и указывал на портреты Ленина и Сталина. Этого открытого противника легко понять. С такими, как Туполев, сложнее было. Туполев из той категории интеллигенции, которая очень нужна Советскому государству, но в душе они — против, и по линии личных связей они опасную и разлагающую работу вели, а даже если и не вели, то дышали этим. Да они и не могли иначе!» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 141)
|